Христианин писал(а):Благодарю!
А как Вы понимаете то, что Иоанн встречался с Иисусом и признал его, а после посылает людей спросить его, он ли Грядущий? Креститель не понял или, может быть, усомнился?
И вам спасибо за вопросы!
Что касается этого момента с обращением Иоанна, переданным Иисусу через учеников, то тут существует две основные версии: одна довольно интересная по своему замыслу и несколько так, я бы сказал, нацеленная на то, чтобы полностью освободить Крестителя от каких угодно подозрений и оградить от каких угодно сомнений, но при более глубоком анализе текста (всех обстоятельств этого случая и ряда других моментов) она всё-таки далека от того, чтобы её воспринимать в качестве наиболее вероятной. Другая версия выглядит более приземленной и, я бы сказал, по-человечески реальной и совершенно понятной, и при более-менее тщательном ее осмыслении никак не умаляющая заслуг и места этого поистине величайшего из пророков.
Теперь немного подробней.
ВЕРСИЯ I (менее реалистичная)
Согласно этой интерпретации, замысел Иоанна состоял в том, чтобы, исходя из понимания завершенности своего служения и предназначения (приготовить путь Мессии) и, по большому счету, окончания самой своей жизни, перед ним встал вопрос о том, чтобы передать всех остающихся у него учеников Иисусу. Существует довольно устойчивое мнение и, на самом деле, вполне реалистичное предположение о том, что на протяжении некоторого времени, когда Иоанну надлежало умаляться, а Иисусу возвышаться, между их учениками (не между ними самими, но между их последователями) стал возникать некий дух соперничества. Это, в целом, характерно для людей, примкнувших к общепризнанным авторитетам и радеющим за их положение и благополучие. Ряд моментов и стихов (как, например, Мар. 2:18), вполне могут наводить на такие мысли о соперничестве в той или иной мере. Иоанн, готовясь к своему отшествию, справедливо задался целью о том, чтобы на практике доказать своим ученикам, что им отныне следует идти не за ним, а за Иисусом, присоединившись к ученикам Спасителя. Чтобы развеять их последние, вполне возможные сомнения относительно Иисуса и дать им повод своими глазами увидеть, что Иисус, по всем его учениям и делам, действительно тот, за кого себя выдает и о ком он предрекал, он и посылает делегацию / представителей от своих последователей, возможно даже что наиболее видных и зарекомендовавших себя за время служения при нем (так, чтобы затем их мнение от увиденного и узнанного об Иисусе "на месте" было принято всеми остальными учениками). Иными словами, Иоанн организовывает эту делегацию не ради себя, но ради своих остающихся учеников, которым надлежит окончательно убедиться в Иисусе и присоединиться к нему.
ВЕРСИЯ II (более правдоподобная)
У Иоанна действительно могли возникать как определенные сомнения, так и, что еще более важно здесь, на самом деле, НЕПОНИМАНИЕ всего замысла Бога об Иисусе, о его служении, о времени исполнения и наступления тех или иных стадий во всей деятельности Мессии. Здесь очень полезно и важно принять во внимание совершенно однозначную позицию Библии по поводу того, что ВСЕ САМЫЕ БЛИЖАЙШИЕ УЧЕНИКИ Иисуса, которые, в отличие от Иоанна, пробыли с ним чрезвычайно длительное время и имели теснейшее с ним общение (а Иоанн всего этого был лишен!), даже по прошествии всего этого времени так и не могли взять в толк,
что взойти на престол Царства и начать своё правление в качестве обетованного Мессии и Царя Израилева Иисусу еще очень и очень долго не суждено! Они всё время, постоянно и неизменно считали и были убеждены, что он вот-вот станет царем, что еще какое-то непродолжительное время - неделя, месяц, год - и он откроется как царь и тогда исполнятся все обетования Израилю, а они будут при нем его ближайшими служителями (Лук. 19:11). Даже после его воскресения (!) они всё равно не понимали и надеялись, что вот, сейчас произойдет, наконец (Деян. 1:6). Точно также они не понимали, что ему предстоит распятие (этого вообще никто не понимал и не принимал, и ученики его, по сути, даже не хотели слушать всех его разговоров о крестной смерти), и когда оно случилось, то все были шокированы и напрочь смущены. Еще бы - Царь, Мессия... и распят! И к восресению его они тоже не были готовы. Тоже не понимали.
Иоанн, как теперь нетрудно догадаться, вполне мог быть и был подвержен всем тем же неясностям, которые сопровождали учеников. Его положение было при этом ГОРАЗДО БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ, нежели положение апостолов Иисуса, которые, как уже было сказано, имели возможность почти неограниченно общаться с Господом на протяжении трех с половиной лет (!), слышали все его важнейшие проповеди, все учения, были наставлены бесконечными и бесподобными чудесами, которые происходили прямо перед их глазами, и т.д. и т.п.
Иоанн всех этих возможностей был лишен. Далее, что, очевидно, еще более важно: во время отправления учеников к Иисусу он сам находился не где-либо, а
в тюрьме. Это еще больше усугубляет его положение, еще больше ограничивает его в возможностях выяснять и прояснять, общаться, еще более способно ввергать в удрученное состояние, и так далее. Никто не сможет в точности утверждать, например, что сидя в темнице он не надеялся (как и ученики), что возвещанный им Мессия не сегодня-завтра станет царем и придет для того, чтобы спасти его и вызволить из тюрьмы, дабы дальше помогать ему создавать предсказанное Царство и возрождать Израиль. Но день шел за днем, неделя за неделей, а надежды не оправдывались и, как можно было видеть, ничего не происходило. Здесь же необходимо отметить еще одну критически важную деталь, а именно то обстоятельство, что Иоанн явно не мог знать всего замысла о Мессии или времени, в которое Бог положил установить Свое Царство. Этого, судя по всему, не мог знать никто, ни тогда, ни после (Деян. 1:7). Точного ответа на этот вопрос никогда не было даже у самого Господа (Мар. 13:32). В целом, весь Новый Завет однозначно стоит на тех позициях, что ВСЕ ЛЮДИ того времени
обманулись в своих ожиданиях относительно времени воцарения Иисуса и начала Царства Божьего на земле. Оттого за Господом и шли поначалу огромные массы людей, надеявшиеся на то, что он вот-вот станет царем, прогонит ненавистных римлян, возвратит Израилю былую славу времен Соломона, улучшит их жизнь, и т.д. и т.п., но через какое-то время, когда их скоропалительные ожидания не оправдались, полностью отвернулись от него.
Иоанн Креститель - величайший из пророков, последний,
венчающий собой всю плеяду ветхозаветных служителей, на всех этапах истории мира возвещавших приход его Спасителя. Именно по этой причине он "величайший из рожденных женами". Только о нем одном можно было сказать, прощаясь с "дохристианским" временем: "Ибо (1)
все пророки и (2)
закон прорекли до Иоанна". Меньший же в Царстве, который больше него - это по той причине, что любой человек, который достигнет Царства, достигнет и совершенства, и прославленного состояния. И, в отличие от великого Иоанна, которого в рамках земного бытия можно было казнить словно последнего преступника по прихоти какого-то ничтожного человеческого правителя, достигший жизни вечной не умирает и не страдает уже никогда, но пребывает вовек перед лицом Самого Бога и Его Сына.