AEL писал(а):Еще более показательным примером, свидетельствующим о наличии учения о
бессмертии души в Ветхом Завете является случай некромантии – способа вызывания духов мертвых, описанный 1 Царств 28:7-20. Так после смерти пророка Самуила могучая армия выступила против израильтян (ст. 4, 5). Испуганный филистимским войском, царь Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы...
Вот что по этому поводу мне довелось не так давно писать одному из интересующихся Библией людей (обратите особое внимание на то обстоятельство, "Ел", что я не цитирую здесь чьё-либо произведение, и не пользуюсь готовыми плодами чужих исследований, будь даже исшедших от моих братьев по вере):
________________________________
Описание явления Самуила необходимо читать строго в библейском изложении и
в полном отрыве от комментариев каких бы то ни было других людей, которые будут / могут преподносить его в свете своих собственных сложившихся убеждений. Для них этот отрывок как бы "поглощается" их общим пониманием вопроса о смерти и об участи мертвых. И тут будет трактовок и объяснений, как говорится, "кто во что горазд". Какой только ерунды не наслушаешься. Так, например, адвентисты (Церковь Адвентистов Седьмого Дня) вообще считают - и учат тому! - что в том эпизоде это был вовсе не Самуил, восставший из земли, а либо сам Сатана, либо бес, и т.д. и т.п..
Читать, таким образом, нужно самостоятельно, и быть при этом очень внимательным, и разбирать буквально каждую деталь этого эпизода. Если поступать именно так, то вот какие выводы можно сделать:
1). Во всем этом эпизоде с аэндорской волшебницей, с Саулом и с явившимся Самуилом, в тексте Библии нет ни малейших фактических данных или оснований, которые требовали бы однозначного вывода о том, что это не было просто видением. Видение - это то, что не происходит в реальном, физическом смысле, но происходит в голове, в уме, в мозгу человека, которому дается такое видение. Примеров этому в Библии - хоть отбавляй.
2). Бог временно вполне мог воскресить Самуила (равно как и, кстати говоря, Илию и Моисея), если Он считал нужным сделать это для окончательного обличения Саула и озвучивания его приговора. Совершенно
невозможно утверждать, что всемогущий Бог не мог бы или не был бы способен сделать это, если бы пожелал того. И если Он пожелал, то так оно и получилось в соответствии с Его целями и замыслом. Полностью исключать такой варинат нельзя ни при каких условиях, неважно кто и что будет говорить по этому поводу.
3). Теперь об очень важных деталях, которые практически ВСЕГДА ускользают от внимания читающих этот эпизод.
Первое - увидев Самуила, женщина "громко вскрикнула". Это крайне важный момент, из которого много чего следует и вытекает. Прежде всего, такая ее реакция однозначно указывает на то обстоятельство, что она
не ожидала такого развития событий. Она не ожидала
и в самом деле увидеть Самуила в результате своих "магических" действий. Это единственное правдоподобное объяснение её громкого крика. Как и подавляющее большинство всех подобных гадалок, возвещателей, спиритуалистов и проч. и проч., все они, в основном, мошенники, занимающиеся этим ремеслом ради личной выгоды в том или ином ее виде (деньги, слава, власть над людьми и т.п.).
Второе - Самуил дословно говорит следующее в момент своего появления: "Для чего ты тревожишь меня...?" Поразмышляем над этой начальной фразой его речи. Прежде всего, со всей категоричностью нужно отметить, что Самуил
никак не проясняет, чем именно он занимался и где был с момента своей смерти: он не дает
ни малейших оснований считать, что он был, например, на небесах. Или в раю. Или в аде. Что он вообще где-то ходил, что-то делал, за чем-то наблюдал, с кем-то общался, что-то совершал, и так далее и тому подобное. Положительно утверждать хоть что-то на этот счет - это
подвергать себя огромному риску распространять ложь и ложные выводы, поскольку для таких выводов и утверждений, граничащих с силой учения и факта, нет ровным счетом никаких причин или оснований. Всё это будет лишь на уровне пустых домыслов, что само по себе является очень опасным поведением с точки зрения Библии. Далее необходимо отметить, что оригинальное еврейское слово "ragaz", переведенное в русской Библии словом "тревожишь", более точно могло бы быть переведено как "беспокоишь", "нарушаешь мой покой", и т.п. И, кстати говоря, во многих других переводах Библии, в т.ч. самым современных, именно эти варианты и используются. Максимально возможный и точный смысл, который можно извлечь из этих слов Самуила, состоит в том, что
он находился в состоянии покоя в тот момент, когда Саул (а не столько даже волшебница) своими действиями сделал так, что Бог возвратил Самуила к сознательному состоянию, воскресив его из мертвых на короткое время. Это слово - "покой", "упокоиться", и др. его формы, чаще всего и используется нами, людьми, для передачи и состояния смерти, и в определенном контексте означает "умереть". Кстати говоря, русское слово "покойник" от него же и происходит. Важное дополнение: возвращаясь, опять-таки, к Даниилу 12:13, мы видим, что судьба умерших праведников [
Отступление: а Даниил, к примеру, был одним из нескольких самых-самых величайших и бесподобных праведников Библии, выше которых стоит, очевидно, только лишь сам Господь Иисус; Даниил - возможно единственный после Господа, о ком за всю историю его довольно подробного и объемного жизнеописания не сказано ни малейшего порицания, не брошено на его праведность перед Богом ни малейшей тени, ни вообще в его жизни и судьбе нет ни малейшего какого бы то ни было факта или обстоятельства, которые позволили бы хоть чуть-чуть, хоть в ничтожнейшей из ничтожнейших степеней усомниться хоть в чем-то касательно его бесподобного характера и непревзойденной праведности перед Богом. Оттого он и назван "мужем, чрезвычайно возлюбленным" в Библии. Даже Авраам, и Давид, и Самуил и др. истинные праведники - все они всё равно, однако, имели слабости в той или иной мере, которые отражены в Библии и присутствуют в истории их жизнеописаний. Даниил же - нет; не существует ни малейшего пятнышка даже отдаленно, даже мысленно] - судьба всех умерших праведников, включая даже самых совершенных, таких как Даниил - это
"(1) упокоиться и (2) восстать для получения своего жребия В КОНЦЕ ДНЕЙ". Всегда, всегда нужно держать эту фразу в своей голове, когда только и где только не зайдет речь о судьбе умерших. Она - это
фактическое описание и изложение сути человеческого бытия в Библии, и всего того, что ждет людей - даже высших праведников! - после их смерти.
Таким образом, в гораздо большей степени и с гораздо большей
библейской (!) обоснованностью можно сделать вывод о том, что Самуил был кратковременно воскрешен Богом с тем, чтобы через него произнести последнее обличение и последний приговор Саулу - непослушному царю, обреченному Богом на смерть в наказание за его отступление от воли Поставившего его на престол в Израиле. А Самуил возвратился точно так же, как и появился, и ушел туда, где был "потревожен" и "побеспокоен", и спит ныне во прахе земли, ожидая "конца дней" и "получения своей награды".
Как и Даниил. Как и все остальные когда-либо жившие на земле истинные праведники и слуги Бога, угодившие Богу своей жизнь и верой в него -
см. Евреям, гл. 11 - особенно стихи 39,40 (и это всё - фактическое, а уже не поэтическое и не образное изложение).
______________________________________
В продолжение этой темы я готов показать вам гораздо, гораздо больше.