Сообщение
DEK-CHD » Вт июл 29, 2014 7:03 am
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
Константин К.
(Изначально материал был подготовлен и использован автором для воскресной проповеди в мае 2014 года в Екклесии Скарлет Роуд, Канада)
Библейская история о воскресении Лазаря, записанная в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна и хорошо знакомая каждому из нас, представляет собой одно из самых удивительных и даже потрясающих свидетельств того, что Иисус действительно исшел от Бога и что сила Всевышнего проявляла себя в нем как никогда прежде. Мне кажется, однако, что для всех нас будет полезно взглянуть на эту историю несколько с иной стороны для того, чтобы попытаться извлечь для себя новые уроки и достичь еще более глубокого понимания совершенного Иисусом чуда. Некоторые вещи, о которых я буду говорить, вполне могут показаться знакомыми нам, а другие, как я надеюсь, помогут заметить то, что прежде оставалось сокрытым от наших глаз.
Итак, согласно повествованию, брат Марии и Марфы Лазарь заболел. Их семья жила в трёх километрах от Иерусалима, в Вифании, и судя по всему в Иерусалиме их хорошо знали, ибо мы читаем о том, что «многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их». Согласно контексту, в этой фразе имеются в виду иудеи, пришедшие именно из Иерусалима.
Иоанн часто использует слово «иудеи», когда имеет в виду представителей государственной и религиозной власти Израиля, таких как саддукеев и фарисеев. Из этого вытекает, что Лазарь и его семья были хорошо известны не только в Вифании, где они проживали, но и в среде правящих кругов в Иерусалиме. В дополнение к этому явно высокому и хорошо различимому в Библии положению, семья Лазаря, вполне вероятно, была богатой: как мы помним, Мария помазала Иисуса чрезвычайно дорогим миром, так что довольно трудно представить себе, чтобы подобное приобретение могли позволить себе бедняки.
Итак, Лазарь заболел и всем было видно, что он умирает. «Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Каков же ответ Иисуса? «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился» (Иоан. 11:3-6).
Когда мы читаем эти стихи, то они наводят нас на мысли о неком противоречии. Представьте себе, что вы никогда раньше не читали эту историю и не слышали о ней, а потому не знаете, чем всё закончится. Не выпускайте из виду и то обстоятельство, что именно в такой ситуации находились и Мария, и Марфа: они не могли в точности знать, что и как произойдет дальше.
Иисусу сообщают, что Лазарь настолько болен, что вскоре умрет, а потому семья нуждается в его помощи. Затем особым образом отмечается то обстоятельство, что Иисус любил Лазаря, Марфу и Марию. Что именно мы, да и любой другой человек, может ожидать от Иисуса в этом контексте? Конечно же то, что он всё бросит и немедленно отправится в Вифанию на помощь своему другу. Вместо всего этого, однако, мы обнаруживаем, что он остается еще на два дня в том месте, где и находился на момент получения известий. По существу же вообще получается, что он пришел в Вифанию лишь по прошествии четырех дней после смерти Лазаря! Разве такое отношение к семье не выглядит жестоким и бессердечным? Он мог немедленно исцелить Лазаря и избавить всех от лишних страданий, переживаний и слез. Почему он не поступил именно таким образом? Почему он не пошел тотчас?
В целом мы, люди, придерживаемся такой точки зрения, при которой любое промедление в оказании помощи является безнравственным, так как по нашему пониманию всякая боль, которую можно облегчить или устранить, должна быть облегчена и устранена. Более того, понятие помощи мы увязываем с понятием справедливости. Намеренное затягивание с оказанием помощи это то же самое, что отказ в ней. Поэтому многие сторонние обозреватели и даже некоторые из нас с большой долей вероятности могут сказать или, по крайней мере, подумать про себя: «Он не особо беспокоился! Как можно было допустить с его стороны подобное поведение!»
Но правильным ли будет такое восприятие ответной реакции Господа? Давайте еще раз посмотрим на уже отмеченный нами стих: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Эти слова с максимальной ясностью говорят о том, как и с какими чувствами Иисус относился к членам этой семьи. Он любит их. Он любит их искренне и по-настоящему, в этом можно не сомневаться. А затем обратите внимание на то, с чего начинается следующий стих: «Поэтому когда он услышал… он пробыл два дня на том месте, где находился» (Иоан. 11:6, KJV). Он любит их и поэтому остается еще на два дня!
Пути Божии по временам кажутся нам очень странными! Не напоминает ли это нам примеры из своей собственной жизни? Сколь часто мы вопим и обращаемся к Богу, говоря «Ну почему, почему это происходит со мной, Господи?!» И при этом мы не слышим ответа. Не слышим сразу. Не слышим в течение какого-то времени. Но как со всей наглядностью свидетельствует о том история с воскрешением Лазаря, для кажущегося промедления всегда есть серьезная причина. Богу со всей достоверностью и во всех подробностях известно, через что мы проходим и что переживаем. Хоть всякое ожидание ответа Бога и является трудным и болезненным во всех таких обстоятельствах, тем не менее Он в предвечной Своей мудрости ответит в нужное время и сделает всё для того, чтобы слезы плачущих превратились в восклицания радости и звуки смеха.
Задержка с ответом Бога вызвана ничем иным, как Его любовью к нам. Молчание с Его стороны – это ничто иное, как беззвучная любовь. Я тоже очень хорошо понимаю на основе своего личного опыта, что каждому из нас, оказавшись в сложной и испытующей жизненной ситуации, очень трудно осознавать, что Иисус нас любит. Но мы должны ни на минуту не забывать о том, что нам не дано понимать пути Бога во всей их полноте. Бог есть Бог, в то время как мы всего лишь люди и человеки, и притом павшие. Всякая попытка понять и постичь каждый аспект Божьего промысла подобна попытке муравья ухватить и уразуметь суть каждого из человеческих поступков. Да, задержка с ответом бывает и притом нередко, но она отнюдь не является концом всей истории.
В итоге, Иисус пришел по прошествии четырех дней. Богу известно нужное и правильное время для каждого этапа Его замысла, и Он никогда не опаздывает с исполнением всего того, что Им определено и назначено. Пришел ли Иисус только для того, чтобы произнести слова сочувствия и выразить сопереживание? Нет! Он пришел и обратил всю трагедию во всей ее полноте вспять, настолько, что похороны превратились в праздник и ликование! Конец этой истории таков, что Лазарь вновь жив, а все бывшие там в тот день – и сам Лазарь, и его сестры Мария и Марфа, и ученики Иисуса получили куда большее представление и понимание о том, кто такой Иисус. То же самое можно сказать и о нас. В самом конце мы тоже воспримем жизнь и вкусим высшую радость в Царстве Иисуса, с немыслимой до того глубиной уразумев для себя кто такой Бог.
Когда Иисус узнал о близящейся смерти своего друга Лазаря, он сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Одно из очевидных значений слов Иисуса состоит в том, что чудо воскрешения Лазаря послужит провозглашению Божьей силы и славы посредством земных трудов Сына Божьего. Помимо этого, как мне кажется, в них кроится и иной смысл.
Чудо воскрешения Лазаря было сотворено Иисусом за несколько дней до Пасхи, во время которой Господь был распят. Это было самое великое чудо, совершенное Христом на глазах всего народа. Многие люди, ставшие свидетелями происшедшего, включая книжников и фарисеев (помните, как в начале этой истории говорилось о том, что для утешения Марии и Марфы из Иерусалима пришло много иудеев). Это чудо невозможно было отрицать. Оно стало величайшим в иудейской истории. Не было ни одного пророка, который смог сделать подобное. Оно доказывало, что Иисус был ровно тем, кем он себя и называл – Сыном Божьим и Мессией. Оно свидетельствовало о том, что его учение тоже было от Бога, а поскольку Иисус выступал против книжников и фарисеев, и саддукеев, то оно подвергало прямому обличению их традиции, их догмы и, тем самым, саму их власть.
Позвольте мне рассказать вам еще кое-что. Да, действительно, это был не первый случай когда Иисус воскрешал мертвых. Он воскресил, например, дочь Иаира – пятая глава Евангелия от Марка. Или единственного сына бедной вдовы из Наина – седьмая глава от Луки. Таким образом, воскрешение Лазаря, описанное в Иоан. 11, – это третий случай воскрешения Господом умершего человека. Подобным образом мы читаем в Ветхом Завете о том, как предшествовавшие Иисусу пророки Израиля тоже несколько раз воскрешали умерших.
Тем не менее, существует совершенно четкое и особое различие между воскрешением Лазаря и всеми другими случаями воскрешения умерших людей. Дочь Иаира, сын вдовы и все прочие примеры ветхозаветных воскрешений совершались по прошествии часов с момента смерти человека. Фарисеи и прочие скептики могли упорно убеждать себя и кого только возможно в том, что та девочка и тот юноша, которых воскресил Иисус, не были мертвы в полном значении этого слова. Мне доводилось читать о том, что иудеи расценивали воскрешения, осуществленные в древности израильскими пророками, как оживление, как вывод из подобия глубокого коматозного состояния, чего можно было добиться в первые три дня с момента объявления о смерти человека. Иудеи считали, что возврат к жизни сверх этого времени, то есть по истечении трех дней, был уже решительно невозможен, ибо дух жизни навсегда покидал человеческое тело по окончании этого срока. Эта оговорка вполне может помочь нам понять, почему Иисус принял решение задержаться еще на два дня, а в Вифанию прибыл только тогда, когда с момента смерти Лазаря исполнилось уже целых четыре дня. Смысл этого решения был в том, чтобы дать миру последнее и неопровержимое доказательство того, кто есть Иисус. Это может помочь нам понять и то, почему столь глубоко негодовали фарисеи и какой удар должны были пережить саддукеи, отрицавшие воскресение как таковое. Это же помогает нам понять и то, почему Иоанн говорит, что «..ради него [т.е. Лазаря, воскрешенного Иисусом] многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса», и почему «Первосвященники положили убить и Лазаря». Они не хотели, чтобы остались хоть какие-то доказательства от совершенного Иисусом чуда.
Именно это чудо окончательно убедило их в том, что Иисуса необходимо предать смерти как можно скорее. Поэтому когда он говорит «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», я считаю, что ему было известно о том, что это чудо ускорит приближение его смерти, которая должна была привести именно к такому результату – к прославлению Сына Божьего (см. Иоан. 12:23).
Теперь же я хотел бы, чтобы мы поразмышляли о природе этого чуда. Лазарь был мертв уже четыре дня. Иисус сказал, чтобы камень, закрывавший вход в гробницу, убрали. На это Марфа ответила следующими словами: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (ст. 39). К тому времени Лазарь уже не был ни человеком, ни личностью. Он - а точнее, «оно» - был мертвым телом. Трупом. Я провел небольшое исследование на предмет того, что происходит с человеческим телом после смерти и хотел бы поделиться с вами полученными результатами:
«После того как сердце перестает биться, тело немедленно начинает остывать. Эта фаза получила название на латыни algor mortis, что означает «посмертное охлаждение». С каждым последующим часом температура тела уменьшается на 0.8 градуса Цельсия, и так происходит до тех пор, пока она не сравняется с температурой окружающей среды. Одновременно происходит полная остановка цикла кровообращения в виду прекращения работы сердца, прокачивающего её через систему. Кровь скапливается в отдельных частях тела и оседает. Вторая фаза, т.н. rigor mortis – «трупное окоченение» - наступает по прошествии от двух до шести часов с момента смерти.
Несмотря на то что тело как единый организм уже мертво, отдельные крошечные частички и организмы, поддерживавшие его жизнедеятельность, еще продолжают свою работу. Клетки кожи, например, вполне эффективно могут быть выделены и использованы на протяжении ровно суток с момента наступления смерти. Однако продолжающаяся деятельность некоторых крошечных микроорганизмов ведет к гниению плоти и распаду тела, и здесь мы прежде всего имеем в виду деятельность целых колоний бактерий, населяющих собой кишечник человека. Буквально через несколько дней после смерти эти бактерии и энзимы (ускорители химических реакций в живых системах) запускают процесс разложения тела, служащего им пристанищем. Такая часть организма как поджелудочная железа содержит столь огромное количество бактерий и ферментов, что по сути она переваривает сама себя. По мере того как все эти микроорганизмы неудержимо распространяются по всему телу и проникают в другие органы, тело начинает обесцвечиваться, принимая вначале зеленый, затем фиолетовый и, в заключение, черный оттенок. И если представить себе, что кто-то не заметил бы этих изменений, то он очень быстро начнет догадываться о них по запаху, так как деятельность этих бактерий ведет к образованию ужасных по своему зловонию газов. Вдобавок к наполнению трупным запахом всего помещения, в котором находится разлагающееся тело, само оно начнет раздуваться, что в свою очередь заставляет глаза выкатываться наружу, а язык набухать и вываливаться изо рта…»
Вот в каком виде должен был предстать глазам окружающих Лазарь после того, как Иисус на четвертый день пришел к его гробнице и повелел откатить камень, закрывавший собой ее вход. Зловоние, обесцвечение, разлагающаяся плоть. Иисус воскликнул: «Лазарь! Иди вон». И в мгновение ока тление превратилось в «нетление». Это напоминает мне еще об одном отрывке в Библии, который как нельзя более уместен для нас сегодня:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор. 15:51-58).
Постараемся же держать всё это в своем разуме в тот момент, когда все мы преломим хлеб и сделаем глоток вина в память о нашем Господе и во исполнение данной им на Последней вечере заповеди, одновременно устремляясь в мыслях своих к тому благословенному времени, когда мы будем вкушать этот хлеб вместе с ним в его Царстве.